Главная » Статьи » Детский сад с Рогожино » Для родителей |
«ТРУДНЫЕ» ДЕТИНеодинаковыми растут наши дети. Мне бы хотелось разговор о сложностях и тонкостях воспитания так называемых «трудных» детей начать с одного печального случая, который произошел в школе, где я работаю. После веселого, хорошего праздничного вечера, когда все уже, взволнованные, немножко усталые, расходились, было обнаружено, что пропала Борькина шапка. Искали мы ее все очень долго. Найти не могли. Это испортило всем настроение. А ведь только минуту назад мы с учителями любовались разгоряченными лицами наших ребятишек, их первой ребяческой влюбленностью... И вдруг вот эта неприятная история!.. Никого из посторонних в школе не было, во всяком случае подозрительных посторонних, и вот именно это наводило на печальные мысли о том, как тщетны иногда бывают усилия воспитателя: возводишь бережно годами эту немыслимо трудную постройку — вернее, конструкцию, которую мы именуем человеческим «я», — и однажды какой-то несчастный вечер все это вдруг разрушает. Произошел срыв! Значит, кого-то мы просмотрели, значит, появился еще один так называемый «трудный». Когда мы говорим о таких ребятах, то прежде всего должны искать первую причину в семье. Ведь, как правило, за «трудным» ребенком стоит не менее «трудная» семья. Наверное, всем знакома замечательная писательница Галина Николаева. В одном из ее романов, в «Битве в пути», есть такие прекрасные слова: «Душа ребенка — это фотография семьи. Только не простая фотография, а рентгеновская, она всегда отражает внутреннюю сущность семьи». Мне очень нравится это, что не какуюто внешнюю, показную сторону отражает, а именно внутреннее содержание семьи. Если родители карьеристы, мещане, корыстные люди, они сумеют скрыть это от всех, но не от ребенка. И когда мы видим плохие поступки детей, то, конечно, нам тоже неловко, учителям: значит, мы чего-то не доработали. Но все-таки это не только наш брак, а и ваш, родительский. Я немножко отклонилась. Так вот, найти эту самую шапку я поручила одному из так называемых «трудных» ребятишек — Славке. Через два дня он мне ее принес — вернее, не принес, а подошел к классу, где я вела урок, победно, радостно постучался и заявил мне немножко требовательным, что ли, тоном: «Спуститесь, пожалуйста, на перемене в кабинет». Дальше вежливо добавил: «Если будет время». Я поняла, что Славка нашел шапку, очень обрадовалась и высказала ему искренние слова благодарности за то, что он сделал такое хорошее дело. Я рассказала Славке о том, что у парня, у которого пропала шапка, очень сложная семейная жизнь, что воспитывает его одна бабушка. Славка — один из самых «трудных» детей в нашей школе. За его плечами много нехороших поступков, есть даже случаи воровства. Мать и отец, занятые собственной жизнью, своими обидами, своими чувствами, совершенно не заметили, как потеряли сына. Он возвращался домой поздно, иногда совсем не возвращался, а мать беспомощно разводила руками. И когда мы спрашивали на педсовете со всей строгостью учительской: «Вы контролируете, когда сын приходит домой?» — она разводила руками и говорила: «Что же, я по всему городу за ним бегать буду?..» В нашей педагогической практике бывают такие моменты, когда с горечью понимаешь, что в родителях ты потерял союзников, помощников. И тогда события развиваются Двояко: либо учитель, уже уставший, может, чуть-чуть раздраженный, махнет рукой и скажет: «А что я сделаю, если семья не справляется?» Либо наступает другое. Мы забываем о собственных сыновьях и дочерях и ходим по городу, смотрим в темноту: не мелькнет ли где это вихрастое мальчишечье лицо? Мы иногда неотступно следим за своими учениками, сами приводим их на урок алгебры, иногда тянем их с собой домой и кормим наскоро сваренным супом, а потом занимаемся с ними английским языком, который уже немножко позабыт... Все это мы переживали со Славкой. И вот когда казалось, что он уже сумел себя победить, победить плохое в себе,'— опять произошел срыв. Он участвовал в краже: украл не что-нибудь, а лакомства. Помню, он сидел в кабинете; казалось, что ему было стыдно. Он поднял глаза и сказал: — Поверьте, последний раз! Причем сказал таким тоном, что нельзя было не поверить. Меня иногда предупреждали, что дети плохо держат слово, нарушают и раз и два данное обещание. И даже обвиняют детей в том, что они лгут, когда еле-еле выдавливают из губ: «Больше не буду». А по-моему, они не лгут, они искренне верят, что больше не будут, что ничего не случится в их жизни плохого, что завтра в восемь часов утра начнется совершенно иная жизнь — правдивая, чистая, светлая, и пятерки появятся в дневнике... А потом оказывается, и это через неделю буквально, что не срабатывает механизм самоконтроля — и все летит опять насмарку. И все-таки детям надо верить. Надо возвышать их этой верой, надо заставлять их верить в себя. В тот вечер мы со Славкой проговорили очень долго. Уже дежурные сдали школу, уже протопали каблучками наши балерины из восьмого класса, а он сидел, сжавшись в комочек, перед мной и говорил, говорил... Наверное, об этом стоит рассказать, потому что уж очень это подтверждает мысли о том, что трагедия «трудного» ребенка — это трагедия «трудной», неспаянной семьи. Интимная жизнь отца и матери, не согретая любовью, предстала перед Славкой, как ад. Он заглянул туда, в эти взрослые отношения, и ушел из дома на улицу. Было такое ощущение, что попрощался с детством и шагнул во взрослую жизнь совершенно неподготовленным. Было особенно страшно, что он совсем не называет мать «мамой», он говорил «она». В его лексиконе не было и слова «отец» — он говорил безличное «он». Славка слишком много знал по сравнению со своими ровесниками, слишком глубока была, по-взрослому, душевная травма. Все мальчишки бежали после школы домой, а ему этого делать не хотелось. Они ходили на реку ловить рыбу с отцами. А он даже не знал, что бывает на свете такое счастье. Пришло озлобление. Наверное, такое озлобление души, когда ребенку кажется, как и нам, взрослым, между прочим, что все трын-трава. Но мы-то на мгновение расстраиваемся, потом берем себя в руки; мы уже умеем это делать, а дети этого не умеют. И начались «героические дела», Славкин криминал рос с невероятной быстротой; и мы обсуждали его и прорабатывали, но как-то не принесли эти разговоры желаемых результатов. И вот финал — участие в краже конфет. Был этот трудный разговор и еще одна его просьба: «Поверьте». Поверили, дали ему большое, серьезное задание — помогать наводить порядок в школе. И завертелся наш Славка в этой немножко горделивой для себя роли, подтянулся в учебе. На всех вечерах он был в центре внимания, его тормошили, у него что-то спрашивали, добивались разрешения и о чем-то просили. И как приятно, что все встало у него на свои места, он даже помогал ставить других детей на путь истинный!.. Мне бы очень хотелось, чтобы все до конца поняли мысль, которую я старалась внушить, которой хотела поделиться,— мысль о том, что нам надо воспитывать наших детей, все время думая о том, как ранит их детское сердце наша неосмотрительность в вопросах воспитания, наше неумение понять детский мир, наше невнимание к ним. Оно калечит душу ребят. И об этом надо всегда помнить, когда вы общаетесь со своими детьми. Причин, по которым ребята совершают неблаговидные поступки, очень много. Но главное, наверно, в том, что мы, учителя и родители, очень еще мало думаем, как и чем правильно занять детей, чем заполнить их свободное время. Мы порою забываем об особенностях подросткового возраста, когда вот такое противоречие в ребенке — энергия бьет ключом, а точек ее разумного приложения он не находит. И здесь очень нужна им помощь отцов, помощь братьев. Ведь мы все знаем, что среди ребят, которые отличаются, ну, мягко выражаясь, неровностью в поведении, больше всего мальчишек. Причем не просто мальчишек, а таких, у которых где-то к девяти-двенадцати годам вдруг обнаруживается отсутствие в семье, может быть, самого важного для них человека — отца. М. И. Картавцева, учительница | |
Просмотров: 257 | |
Всего комментариев: 0 | |